В Москве завершилась ежегодная выставка автомобилей прошлых лет «Олдтаймер-Галерея». Экспозиция раритетов проходила с 4 по 8 марта в КВЦ «Сокольники».
На этот раз главным событием «Олдтаймер-Галереи» стала историческая экспозиция Гаража Особого Назначения (ГОН). Выставка, посвященная автомобилям первых лиц страны от Николая II до Владимира Путина, прошла с особым размахом в честь 95-летия ГОНа.
Впервые публике продемонстрировали современный президентский кортеж с основным автомобилем, сопровождением и мотоциклетным эскортом, выстроенный в «боевой порядок». В основной части выставки были представлены автомобили коллекционеров и реставраторов.
«Олдтаймер-Галерея» - крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей, антиквариата и стиля ушедших времён традиционно проходит в Москве в начале марта уже несколько лет подряд на территории КВЦ «Сокольники». На выставке можно вживую увидеть все то, что составляет подлинный и неповторимый дух ушедших времен.


ГОН был образован в январе 1921 года путем выделения из состава автомобильной базы Совнаркома самых лучших машин — британских Rolls-Royce и французских Delaunay-Belleville, которым предстояло обслуживать только В.И. Ленина и его родственников. Обе марки числились фаворитами ещё в царском гараже — Николай II чаще всего ездил на «Делонэ», но с 1913 года стал отдавать предпочтение «Роллс-Ройсам». Последняя партия этих машин, заказанная в 1916 году для царя, царицы и их дочерей, так и не дошла до России из-за начавшейся революции.

Как верный ленинец, Иосиф Сталин поначалу пользовался «Роллс-Ройсами», но в дальнейшем полюбил американские «Линкольны», «Кадиллаки» и «Паккарды». Именно по американским лекалам в 1936 году скроили первый советский лимузин ЗиС-101, следующая, уже послевоенная модель — ЗиС-110 почти полностью копировала Packard-180. Вскоре появился и броневик ЗиС-115, являвшийся на тот момент самым защищённым автомобилем в мире. Как и все советские машины, эти флагманы автопрома СССР изготавливались исключительно из комплектующих отечественного производства.

С приходом к власти Хрущёва броневики сталинских времен исчезли из Гаража Особого Назначения, уступив место кабриолетам, в которых так любил красоваться Никита Сергеевич. При Хрущёве появляется новое поколение правительственных автомобилей — ЗИЛ-111 и его модификации, напоминающие американские модели эпохи «аэростиля». Однако в США «аэростиль» был лишь направлением в автомобильном дизайне, а вот СССР в те годы стал настоящим первопроходцем аэрокосмической эры: 14 апреля 1961 года открытый ЗИЛ-111В встретил в Москве первого космонавта Юрия Гагарина.

Переход от хрущёвской экспрессивности к брежневскому спокойствию отразился и на главных автомобилях Советского Союза — в Гараже Особого Назначения появились ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 — строгие, прямые и стремительные, как будто вычерченные по линейке. Сам Леонид Ильич знал толк в автомобилях и был единственным советским лидером, умевшим ими управлять. И не только умевшим, но и любившим это занятие — лучшим подарком для Генерального секретаря ЦК КПСС всегда был хороший автомобиль, а его обширная автоколлекция до сих пор овеяна тайнами и легендами.

Провозглашенная Горбачёвым «перестройка» не сильно отразилась на главном автомобиле страны — ЗИЛ-41047 представлял собой всего лишь усовершенствованный вариант ЗИЛ-114. Но даже после несколько рестайлингов, модель сохранила свой строгий и холодный стиль времен ядерного противостояния двух сверхдержав. Благодаря длине в 6330 мм ЗИЛ-41047 долгое время считался самой длинной серийной моделью легкового автомобиля в мире. Но даже в таком лимузине Горбачёву было тесно, и он частенько покидал роскошный салон, чтобы вживую пообщаться с советскими людьми.

Первую популярность в народе Борис Ельцин приобрёл благодаря поездкам на работу в обычном троллейбусе, а когда пришёл к власти, первое время по инерции продолжал пользоваться ЗИЛом, но с 1995 года пересел на Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Так была нарушена 60-летняя традиция лидеров страны передвигаться исключительно на отечественных автомобилях. И хотя изредка Борис Николаевич брал с собой в зарубежные поездки ЗИЛ, именно при нем в Гараже Особого Назначения прочно закрепились автомобили Mercedes-Benz, составившие основу Президентского кортежа.

Сегодня в Гараже Особого Назначения по-прежнему доминируют «Мерседесы», но дело идёт к появлению нового российского лимузина. Сегодня Президент России — единственный лидер в «Большой восьмерке», пользующийся автомобилем, произведённым не в своей стране. Ситуацию призван исправить проект «Кортеж» и, по слухам, Президентский лимузин будет носить имя
«Мономах». Презентацию автомобилей проекта планируется провести во время инаугурации нового Президента России в 2018 году.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться